В настоящее время и на российском телекоммуникационном рынке
в условиях уменьшения ARPU происходит смещение приоритетов в конкурентной
борьбе: наряду с расширением зоны
обслуживания и улучшением качества покрытия в
развернутых сетях все большее внимание уделяется предоставлению новых
инфокоммуникационных услуг, привлекательных для различных категорий абонентов.
На фоне растущего спроса абонентов на неголосовые услуги
операторы, не отставая
от развитых стран, внедряют новейшие технологии передачи данных: GPRS, EDGE и
MMS, NGN, Wi-Fi и Wi-MAX, развиваются сети IMT-MC-450, планируется переход к
использованию технологии CDMA2000 1x EV-DO, расширяются возможности
фиксированных сетей по обеспечению доступа пользователей в Интернет и в
корпоративные сети. По мере того как новые технологии воплощаются в жизнь,
значимость традиционных бизнес-моделей будет сокращаться. Стратегия развития
бизнеса не может состоять в том, чтобы попытаться сохранить старое только
потому, что оно хорошо известно. Для успешного формирования рынка
услуг нового поколения прежде всего требуется изменить представление о
бизнес-модели операторской деятельности в сетях связи, так как в современных
условиях наряду с традиционными функциями важную роль приобретает разработка
сервисных приложений и поставка контента всевозможной информации для
удовлетворения потребностей различных категорий абонентов. Оператор сетевой
инфраструктуры — профессиональный связист, он не владеет в достаточной степени
спецификой контента и не в состоянии взять на себя его формирование и развитие.
На телекоммуникационном рынке появляются новые участники — поставщики услуг (операторы виртуальных сетей
связи, контент- и сервис-провайдеры, агрегаторы контента), доля их дохода в
совокупной стоимости предоставления услуг абоненту может достигать 90 %. Их
число быстро растет, но институт новых участников рынка в России еще только
предстоит сформировать. Ведь новые участники рынка практически поражены в своих
правах: они не имеют возможности подключиться к сетям крупных операторов, цена
входа на рынок и степень риска слишком высоки, а существующее распределение
доходов не дает им возможности развиваться. В развитых странах принята такая
практика разделения доходов, при которой оператору сети остается примерно 10 %
дохода. Этого достаточно, чтобы, например, в небольшой Финляндии работали более
тысячи поставщиков контента. Обычно это небольшие динамичные компании,
способные оперативно перестраиваться под новые задачи.
В результате если в Европе более 8 тыс. поставщиков
контента, в Японии — более 40 тыс., то в России их насчитывается всего около
150. Ограниченность ресурсов существующих сетей сотовой связи и неразвитость
рынка новых услуг не позволяют в полной мере
реализовать имеющийся у России творческий потенциал для
стремительного развития индустрии мобильного контента.
В настоящее время российским абонентам предоставляется около
200 различных контент-услуг с общим доходом за 2004 г. около 300 млн долл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий